Туроператор ООО «РАРА АВИС»

Экскурсия "Православные жемчужины Полтавщины"




 

Экскурсия "Православные жемчужины Полтавщины".  Продолжительность 12 астрономических часов 

Посещение Св. Макариевского кафедрального собора, Крестовоздвиженского монастыря, Св. Сампсониевской церкви; в Диканьке — Св. Николаевской и Св. Троицкой церквей; в Великих Сорочинцах — Спасо-Преображенскую церковь — усыпальницу Д. Апостола, храм, в котором крестили маленького Никошу Гоголя-Яновского; в Миргороде — Успенской церкви и часовни Пантелеймона Целителя, Мгарского монастыря под Лубнами; в Комсомольске — Свято-Николаевского храма; в Козельщине: Козельщанского Рождества Богородицы женского монастыря, где хранится Чудотворная икона.


 

           Полтавская и Миргородская епархия (до ноября 2007 г. — Полтавская и Кременчугская), основана в 1799 г. как Малороссийско-Переяславская с центром в г. Переяславле. Осуществляет миссионерскую, издательскую, информационную, социально-благотворительную, образовательно-воспитательную, строительно-реставрационную, хозяйственную деятельность  в Полтаве и Полтавской области, кроме Кременчуга.

                 Кафедральные соборы — Свято-Макариевский (Полтава), Свято-Успенский (Миргород).

        14 ноября 2007 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Полтавская и Кременчугская епархия была разделена на две епархии: Полтавскую и Миргородскую; Кременчугскую и Хорольскую. До разделения епархии по состоянию на 2005 год было 358 приходов; 231 священнослужитель (214 священников, 17 диаконов).

           В Полтавской епархии после образования Кременчугской епархии остались следующие районы Полтавской области: Великобагачанский, Гадячский, Диканьский, Зеньковский, Карловский, Кобелякский, Котелевский, Машевский, Миргородский, Новосанжарский, Полтавский, Решетиловский, Чутовский, Шишацкий, город Комсомольск. Полтавскому епархиальному управлению подчинены такие монастыри, как: Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь, Крестовоздвиженский Полтавский женский монастырь, Воскресенский  кафедральный собор и другие.

 

            Во время нашего познавательно-паломнического тура вам предстоит знакомство со старейшими святыми местами, монастырями и храмами, обладающими не только духовной, но и исторической ценностью.

              Начнется наш путь познания святынь у самого древнего из сохранившихся в нашем городе зданий – Спасской церкви. Именно возле ее стен защитники маленькой и безвестной тогда еще крепости Полтава принесли клятву не сдавать город войскам Карла XII , именно здесь после победоносной Полтавской баталии благодарил Господа за ниспосланную викторию Петр I.

 

              А на соседнем холме вздымаются золотые купола Полтавского в честь Воздвижения Креста Господня монастыря. Монастырь этот не просто благостное место, а памятник мужеству и вере, сооруженный по инициативе первого Полтавского полковника Мартына Пушкаря и казаков Полтавского полка, в 1650 году в знак побед, одержанных над ляхами. Долгое время монастырские постройки были деревянными, и лишь после очередного разорения обители крымчаками, в 1689 году, на средства В.Л. Кочубея началось строительства первого каменного Храма – Крестовоздвиженского Собора. Ныне – этот собор является единственный Храмом в стиле украинского барокко, сохранившемся на Левобережье. К сожалению, бури ХХ столетия не пощадили и эту обитель, она неоднократно закрывалась властями, и возрождалась вновь. Сейчас Крестовоздвиженский монастырь является женской обителью, хотя изначально был мужским монастырем.

 

           Постепенно монастырь возрождается, хотя до былого великолепия еще очень далеко.  

         Монастырский комплекс включает в себя четырехъярусную 47 метровую колокольню, сейчас реставрируется,  центральный Крестовоздвиженский собор, возрожденную из праха Св. Троицкую церковь с усыпальницей, в которой покоится прах  православных иерархов, чья жизнь была связана с Полтавой и отдана на служение Богу и людям, монашеские кельи, храм в память Св. праведного Сименона Богоприимца, возрождение которого еще не завершено.

 

            Из истории монастыря известно, что храм во имя святого Симеона Богоприимца, был построен в 1887 году неподалеку от Троицкой церкви, с южной стороны. Храм каменный, однокупольный. Его соорудил на свои средства богатый иркутский купец, а потом полтавский меценат И. С. Котельников в память о своём единственном сыне Семёне, который умер в Полтаве по дороге в Крым.

            В 1886 году родители везли своего безнадежно больного сына на лечение в Крым и по дороге заехали в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. Юному Семёну так понравился монастырь и его живописные окраины, что он захотел быть похоронен здесь, если умрет. Это скоро и случилось, и родители, выполнив последнюю волю сына, навсегда остались в Полтаве.

          Семеновский храм старший Котельников сооружал специально для братской трапезы, поэтому в западной его части была устроена хлебопекарня, кухня и келья для монаха, который заведовал трапезой.

 

               Далее, на пути следования – известная на весь мир, воспетая Гоголем и Пушкиным Диканька. Минуя  торжественную триумфальную арку, бывшую некогда парадным въездом в имение Кочубея, видим белоснежную жемчужину, лежащую в ладонях темных дубрав – церковь, возведенную на месте обретения Чудотворной иконы Николая Святителя. Сюда, стекались со своими болями и надеждами тысячи страждущих, молились об исцелении и заступничестве, и получали их. Среди сонма паломников была и юная женщина, молившая о своем еще не рожденном ребенке, Мария Гоголь-Яновская. И Господь даровал рожденному вскоре ребенку, нареченному в честь Святителя Николаем, не только жизнь, но и судьбу, великую и трагическую.

Здесь, в сумрачной прохладе родового склепа, покоится прах нескольких представителей княжеского Рода Кочубеев. От уникальной для нашего региона отдельно стоящей колокольни в глубь тенистой дубравы к вековым кочубеевским дубам, как и встарь,  ведет лесная дорога…

            На берегу живописного пруда возвышается практически заново отстроенная Троицкая церковь, в свое время, также возведенная заботами Кочубеев.

 

            Бегущая среди полей дорога незаметно приводит в старинное украинское село Великие Сорочинцы, где на высоком берегу Псла, возвышается праздничный Спасский храм, возведенный бывшим Миргородским полковником, а затем гетманом Украины, Данилой Апостолом. В этом храме и был окрещен маленький Гоголь. Храм украшает уникальный иконостас, изображения которого присутствуют практически во всех трудах, посвященных изучению истории искусств Украины.

 

           Минуя территорию знаменитой Сорочинской ярмарки, через поля, подъезжаем к территории всемирно известного курорта Миргород. В глубине аллеи, украшенной скульптурными изображениями гоголевских героев, высится Св. Успенский храм, в котором некогда находился уникальный керамический иконостас, фрагменты которого сейчас находятся в Миргородском керамическом техникуме.

 

           Далее путь лежит к старинной обители, оплоту православия в период воинствующего наступления унии, Спасо-Преображенскому Мгарскому мужскому монастырю.

           Есть легенда, что святая обитель она стояла на этом месте еще до ХIII века. Однако реально история создания монастыря связана с именем выдающегося церковного деятеля, митрополита Киевского Исаии Копинского. Которому княгиня  Раина Вишневецкая (Могилянка), вдова владельца огромных феодальных владений по обоим берегам Днепра, 18 января 1619 года выдала грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу в шести километрах от Лубен, на правом берегу речки Сулы.

           Выросла Раина в православной семье, была двоюродной сестрой митрополита Петра Могилы и всю жизнь свято хранила отцовский завет: "Утверждающий и украшающий церковь утверждает и украшает душу свою".  Бытует предание, что место для сооружения монастыря княгине Вишневецкой подсказали ангелы. Упоминает об этом в повести "Близнецы" и Т. Г. Шевченко, не раз бывавший в этих местах.

            Мгарский монастырь всегда находился в центре внимания, как украинских гетманов, так и российских монархов, которые не раз выдавали ему охранные универсалы и жалованные грамоты, способствующие его процветанию и развитию. Здесь бывали Петр І, Александр Пушкин, Иван Мазепа, многие классики украинской литературы ХIХ и ХХ веков, в том числе и Тарас Шевченко.

            В 1622 году игуменом Исаийей Копинскии было создано братство, активно противостоящее введению унии на левобережье Украины. Многих выдающихся людей своего времени повидали древние монастырские стены. Так, в 1663 году в Мгаре под именем монаха Гедеона находился сын Богдана Хмельницкого — Юрий. В 1781–1786 годах игуменом монастыря был Мельхиседек — идейный вдохновитель Колиивщины.

            В феврале 1654 года в обитель прибыл Константинопольский Патриарх Афанасий, который любил останавливаться здесь во время поездок в Москву и обратно на родину. Во время пребывания в монастыре обострилась болезнь святителя, и 5 апреля он почил. Погребение усопшего было произведено игуменом Петронием по восточному обычаю: в патриарших одеждах и в сидячем положении, в каменном склепе монастырского Преображенского собора. 1 февраля 1662 года святые мощи святителя были обретены нетленными, он был прославлен в сонме святых (память 15 мая по н. ст.). Непривычное для Руси погребение святителя в сидячем положении стало причиной наименования его Афанасием Сидячим. Ныне его мощи находятся в Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова. 

            В Мгарской обители нашли также упокоение Константинопольский Патриарх Серафим (Анин) (в 1799 году), Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) (в 1676 году), архиепископы Тобольский Амвросий (Келембет) (в 1826 году) и Полтавский, позднее Псковский, Мефодий (Писнячевский).

            С 1737 года игуменом, а с 1744 — первым архимандритом монастыря был святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский (его святые мощи находятся в Преображенском соборе г. Белгорода).

            Монастырь оказал значительное влияние на духовное становление преподобного Паисия Киево-Печерского (уроженец г. Лубны), настоятеля Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа, оптинского игумена Феодосия (Попова) и многих других

               Многие, из посетивших  монастырь, становились его жертвователями. Так, в 1684–1692 г.г. на средства гетманов Ивана Самойловича и Ивана Мазепы был воздвигнут величественный каменный Спасо-Преображенский собор. В 1785 году на месте уединенных подвигов святителя Афанасия была построена колокольня. Тогда же основан скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы. В росписи монастырских храмов принимал участие известный живописец И. Максимович.  Со временем Мгарская обитель, удачно вписавшаяся в живописный ландшафт, приобрела современный вид. 

            ХХ век принес Святой обители тяжкие испытания. В августе  1919 года в разгар гражданской войны были расстреляны большевиками 16 ни в чем не повинных мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Похоронили их на монастырском кладбище, возле скита. На месте погребения новомучеников за алтарем скитской церкви в настоящее время установлен крест…

              Территория монастыря использовалась в годы советской власти и как патронат, где содержались дети "врагов народа", и для дислокации дисциплинарного батальона, и под военные склады, а в 1985-ом в монастырских помещениях разместился пионерский лагерь.  Лишь в мае 1993 года монастырь был возвращен Православной Церкви и началось возрождение Святыни.  Первая литургия была отслужена в день памяти свт. Афанасия 15 мая  1993 в полуразоренном в Спасо-Преображенском соборе.

            За прошедшие 20 лет в монастыре уже довольно многое сделано. Возрожден Скит, отреставрированы храмы и здания Святой обители,  развивается его подсобное  хозяйство, становится все больше паломников, послушников и монахов, совершающих незримо для мира подвиг святой молитвы.

 

               Не только духовными традициями богата наша Полтавщина, но и своими недрами. Так, на территории нашей области имеются богатейшие запасы  железной руды, на базе которых 29 декабря 1960 года  было начато строительства Днепровского горно-обогатительного комбината, ныне – Полтавского.

      При строительстве рудника небольшое село, Горишни Плавни, было переселено, территория его оказалась под отвалами ГОКа а, вместе с ним и сельская церковь в честь святителя Николая.

       Рядом с ГОКом вырос город-спутник – красавец Комсомольск, где было все, необходимое для работы и жизни, за исключением Храма. Однако и среди первых молодых строителей города и комбината были верующие души, стремящиеся к Богу, которым приходилось ездить на церковные  службы в Кременчуг.

       К 1989 году в городе Комсомольске собралось значительное количество верующих, и это позволило православной общине быть официально зарегистрированной. А в январе 1990 года архиепископ Полтавский и Кременчугский Савва назначил в город молодого и энергичного священника Романа Осадченко (ныне митрополит Полтавский и Миргородски Филипп). У вновь назначенного  священника возникает дерзкая идея превратить этот не имеющий ни единого храма молодой город на Днепре в центр духовности и православной культуры.  И этом же  году на  небольшом красивом холме в городском парке. был водружен крест и заложен первый камень на месте строительства Свято-Николаевского собора. Возведение Свято-Николаевского собора началось в июле 1991 года, а на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1994 года Свято-Николаевский собор был освящен. Это торжество возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир. 

Никольский собор имеет пять куполов, размер в плане – 40,6 на 15 метров, а высота его колокольни составляет 36,4 метра. Благоустройство территории храма также воплотило творческий подход его настоятеля: заболоченный днепровский залив превратился в чудное озеро, а намывной прибрежный песок – в гранитную набережную, из которой по ступенькам можно подняться прямо в храм. В глади озера отражаются купола собора, а колокольный звон слышен далеко за городом, оглашая живописные окрестности. Прекрасный собор стал сразу же и безоговорочно доминантой молодого города над Днепром и вместе с парковой зоной его главным украшением.

      Постепенно собор и приходской дом стали также культурно-религиозным центром Комсомольска. При соборе работает библиотека, "воскресная школа" для взрослых и детей.

  Расцвет духовной и религиозной жизни Комсомольска проявился также в том, что в 1997 году на базе Свято-Николаевского собора было открыто Духовное училище Полтавской епархии, получившее в 2003 году статус Миссионерского Духовного училища Украинской Православной Церкви. 

 

      Конец ХХ века ознаменовался возрождением еще одной обители :   Козельщанского Рождество-Богородичного женского монастыря, история которого уходит в  80-х года XIX ст

     История возникновения этой обители воистину чудесна.

     Цветущая, богатая людьми и землями Полтавская губерния. Многие известные и прославленные фамилии Российской империи были выходцами отсюда. Представителями одной из таких громких фамилий, были Капнисты, ведущие свою родословную от уроженца греческого острова Заната Пётра Христофоровича Капниста (Капниссия), потомки которого доблестно несли службу на благо своей новой родины. Среди прочих наград и отличий, им были пожалованы и села на Полтавщине.

  Одно из владений, небольшое село Козельщина в Кобелякском уезде Полтавской губернии, перешедшее  к графине Софии Михайловны Капнист, урожденной Остроградской, по дарственной записи от Павла Ивановича Козельского, кобеляцкого предводителя дворянства 40-50 х годов ХIХ столетия. Козедьский  был ровесником и другом её отца учёного-математика, академика Петербургской академии наук, М.В.Остроградского. Мужем Софии Михайловны был граф Владимир Иванович Капнист - один из наследников русского и украинского поэта, общественного деятеля В.В. Капниста.

     До начала 1881 года это село не было ничем примечательно. Но вот событие, совершившееся здесь 21 февраля 1881 года, и события последующего времени сделали это село замечательным и известным по всей обширной Российской империи.

Дочь Капнистов Мария, примерная воспитанница Полтавского института благородных девиц, любила прыгать через ступеньки лестницы. Исполняя "рекордный прыжок" через пять ступенек, она неудачно приземлилась, вероятно, повредив позвоночник. Сначала отказала одна нога. Но болезнь прогрессировала и вскоре девочка оказалась прикованной к постели - у неё отказали обе ноги. Лучшие врачи России того времени ничем не могли помочь несчастной девочке. И вот перед поездкой в Москву, на консультацию к известному специалисту парижскому профессору Шарко, родители девочки принесли ей для молитвы  икону Богородицы, доставшуюся им по наследству от Козельских. Девочка молилась, и тут случилось чудо - болезнь внезапно отступила.

В честь чудотворной иконы в Козельщине в 1881г. построили часовню и 23 апреля (5 мая) икона была выставлена для всех желающих помолиться чудотворной Божьей Матери. Многочисленные верующие непрерывным потоком шли к чудотворной иконе.. В день рождества Богородицы в 1881г. была заложена церковь Рождества Богородицы. Рядом была открыта больница и аптека для бедных. В 1891 г. была освящена каменная Преображенская церковь, а община получила статус монастыря.

В 1900-1905 г. по проекту архитектора  С.В. Носова из кирпича монастырского кирпичного завода, был построен собор Рождества Богородицы. За строительством храма наблюдали Августейшие особы в лице Императора Всея Руси Николая II.  5 (18 ) мая 1904 г. сам император и великий князь Михаил Александрович, приезжают в Козельщину и лично знакомятся с ходом отделочных работ.

1000 рублей пожертвовал царь на отделку собора и 500 рублей на нужды монастырской школы.  Построен собор в строгом византийском стиле и имеет в поперечнике форму креста. Высота собора 54 аршина, длина составляла 52 аршина, ширина - 43.  Собор имеет оригинальное конструктивное решение. Его внутреннее пространство не имеет отдельных колонн. Восемь массивных опор несут на себе четыре арки. Перекрещиваясь, они образуют четверик, который с помощью парусов переходит в круглый барабан с прорезанными в нём окнами. Венчает его центральная главка с позолоченным крестом. Меньшие главки венчают небольшие боковые  компартименты. С западной  стороны находится многоярусная звонница.

Центральная часть внутреннего помещения собора между арками имела вид квадрата. С севера, запада и юга -  три четырёхугольника. В восточной   части - три закругления. В центральном - главный алтарь, в южном - предельный, в северном - ризница.  Освещали собор четыре паникадила: два больших на 52 свечи и два меньших на 20 свечей. Оформлены паникадила были в том же стиле, что и царские врата. Всё внутреннее убранство храма отличалось изысканностью и утончённым стилем.

Украшением собора был его иконостас, выполненный из белого мрамора со вставками из зелёного оникса, чеканки, позолоты, мозаики. Изготовили иконостас мастера московской фирмы Менциони. Иконостас состоял из 89 икон, написанных  московским художником Гурьяновым. В центре третьего яруса находилась медная доска с нишей для чудотворной иконы. Роспись интерьера выполнил художник М.И. Мурашко. Освящён собор 23-24 июля  1906 г. 

    Интересно был решён вопрос снабжения монастыря водой. В существующих колодцах воды не хватало. В  1905 году приглашённый для решения проблемы подачи питьевой воды инженер Погорелко разработал оригинальный проект водопровода и возглавил его строительство. Были выкопаны три больших колодца, соединённых между собой трубами. В нагорной части монастыря был устроен бассейн на 7700 вёдер. По системе водопровода, длина которого составляла 497 саженей, вода подавалась в бассейн, а оттуда - в здания монастыря. Над колодцами стоял особенный, американской конструкции ветряк и рядом с ним керосиновый двигатель, обеспечивающий подачу воды в безветренную погоду. Ветряк мог работать от средней силы ветра с любого  направления. Всё сооружение водопровода обошлось монастырю в 9000 руб. Но зато, монастырь и все его службы больше не испытывали перебоев в питьевой воде даже зимой.

           В 1929 году монастырь был закрыт, а собор был превращен в театр, в кельях размещена зоотехническая школа, больница и т. д. Перед закрытием монастыря, на образе Божьей Матери, находившемся на святых вратах обители, на лике начали выступать кровяные слезки. Советские власти, чтобы не распространялись слухи о чуде Божьей Матери, принуждали игуменью Олимпиаду II подписать бумагу, что с иконы выступает краска, а не кровь, Матушка Игуменья, письмоводительница — монахиня Феофания и р. Б. Анна отказались скрыть чудо, за что и были отправлены в Полтавскую тюрьму. В 1937 году игуменья 0лимпиада II была зверски замучена в той же тюрьме — на груди ей вырезали крест. Место погребения ее не известно. Восстанавливал деятельность в 1942—1949 годах. Возвращён православной общине в 1990 году, 6 марта, в день празднования Чудотворной иконы, в соборе впервые, через много лет после его закрытия, совершилось богослужение.

    В настоящее время обитель возрождена. Собор восстанавливается. Его купола с позолоченными крестами видны на много километров окрест, как проезжающим по автотрассе Полтава – Кременчуг, так и пассажирам поездов, проходящих по Южной железной дороге, которые прямо из окон могут любоваться величественным видом собора, возвышающегося над Козельщиной.

 

v



Обновлен 18 фев 2016. Создан 30 янв 2013



Flag Counter Яндекс.Метрика